Денис Мацуев: «Концерт классической музыки – это тяжелая работа для слушателя»

14 марта в Орском драмтеатре единственный концерт дает солист Московской государственной академической филармонии, лауреат Государственной премии России, заслуженный артист России Денис Мацуев. Пианиствиртуоз приезжает в наш город при поддержке АльфаБанка, который отмечает в эти дни 10 лет успешной работы в Орске. Накануне концерта Денис дал эксклюзивное интервью «ОВ». – Денис, что Вас в последнее время потрясло? – Я настолько эмоциональный человек, что меня каждый день что­то потрясает. Я последние два дня сижу в жюри конкурса имени Чайковского. Хотя еще 12 лет назад сам играл на этом конкурсе, а теперь вот слушаю молодых. И меня потрясло то, что есть еще у нас в первую очередь личности, из которых можно будет выбирать лауреатов и выводить престиж конкурса на новый уровень. Ктото заставил себя слушать больше 10 минут. Потому что, как правило, мне было скучно после первой минуты исполнения. Чем отличается талант? Не тем, что он играет точно текст, у него есть чувство формы, чувство ритма. Несмотря на то, что он все это делает, через минуту его хочется выключить, или ты засыпаешь, шлешь какуюто SMS. Это ремесленник, а не артист. Видно, что он напрасно теряет время. Это трагедия нашей профессии: людям нужно говорить правду в глаза. Но для того чтобы иметь право говорить, нужен талант провидца. А я не обладаю им. Вот Иветта Николаевна Воронова, президент фонда «Новые имена», занимающегося детьми, не музыкант, но на 90% предвидит точно. Играют ей два маленьких шкета: один – очень ярко, а другой менее ярко, и она выбирает менее яркого на сегодняшний момент. Возвращусь к конкурсу им. Чайковского. Он даст своим победителям огромные перспективы: лауреаты будут стоять в абонементах разных залов, записывающих компаний. – Вы хотите сказать, что это работает? – Конечно. У меня до конкурса не было ни одного концерта. И потом долгое время люди приходили на бренд «лауреат конкурса Чайковского», а не на Дениса Мацуева. В России даже больше возможностей, чем на Западе: огромное количество фестивалей, фондов, разных прослушиваний в филармонии, фестиваль Crescendo. За границей Дора Шварцберг, например, заставляет своих учеников играть в переходе, чтобы у них была хоть какаято концертная практика. Люди, которые уезжают на Запад за хорошей жизнью, безусловно, получают лучшие бытовые условия, но играют либо в переходе, либо в музыкальных школах. – Почему? – Потому что всегда так было. Мы не можем говорить о классической музыке как об индустрии. Никогда не было массового нашествия талантов. – Раз уж заговорили о таланте, есть такая книжка: «Талант ни при чем». В ней развивается мысль о том, что таланта как такового в человеке нет. Весь талант – это упорная тренировка. Вы согласны? – Талант, безусловно, на первом месте. И его нужно развивать. – То есть должно быть что­то такое в человеке, что делает его Денисом Мацуевым или Дмитрием Хворостовским? – Мне часто говорят: вот ты счастливчик. Я счастливчик в том смысле, что я родился в моей семье. 90% моего успеха – это успех моей семьи. В другом случае решающую роль может сыграть удача. Например, самородок из бедной семьи живет бедной жизнью до 30 лет. И вдруг он женится на богатой женщине, и она сделает ему карьеру. Масса случаев абсолютно непредсказуемых. – Получается, сначала талант, потом случай… – Конечно. Ну, работоспособность и случай где­то на одном месте. – А талантто есть применительно к Вам? Вы можете сказать: «Да, я талантлив?» – (Смеется). Вы не по адресу. Я про себя никогда не буду говорить, что я талантлив. Да, мне удаются какие­то вещи… Мои родители научили меня относиться ко всему с иронией. Еще в детстве они объяснили мне: когда тебя называют «гений», нужно здорово улыбнуться, посмеяться, может быть, даже признать. Но сделать так, чтобы у тебя тут же это из другого уха вылетело. Потому что толку от этого никакого нет. – Вы часто говорите об отсутствии в России роялей должного качества. – Да, это проблема советского менталитета. Во многих ветвях нашей культурной власти, в регионах, сидят люди, которые живут еще во времена 2030летней давности. У них есть филармония – ДК, есть черный инструмент, который называется «фортепиано – рояль», настройщик, который должен прийти на полчаса, настроить рояль – и инструмент готов к выступлению. Еще пожарная безопасность – и пошли вперед. Эти люди не понимают, что на самом деле у нас негде играть, нет концертных залов, профессия настройщика выродилась как класс. Мне приходится ездить со своим настройщиком, потому что на местах люди порою просто потеряли навык. У них по плану стоит: «настроить рояль» – 40 минут понастраивал и ушел. А его 5 дней готовить перед концертом надо. И японец, настройщик «Рихтера» (Козуто Осато – настройщик роялей «Рихтер», который часто сопровождает Дениса Мацуева в поездках. – Примеч. авт.), настраивает его по ночам. Еще одна проблема: содержание наших инструментов. У нас нет специального помещения, где поддерживается влажность. А при перепадах наших температур, представляете, новый Steinway, который стоит 130 тысяч евро, через 4 года можно выкидывать на помойку. Потому что он не подлежит реставрации – у него уже треснула дека. А они должны служить 3540 лет. – А каким образом тогда Вам удается извлекать из этих инструментов звуки? – Это уже мои проблемы. Я понимаю, что публика в российских городах меня ждет. И это самое важное. А все остальное… плевать я хотел на эти плохие инструменты, на эти допотопные залы! – Но у Вас же была возможность ситуацию донести до самого верха. В одном из интервью Вы говорили, что были у президента, а он спросил: «Ну как Вам наша «Фабрика звезд?» – Да, было дело. - Вы же не сказали про то, что говорите в интервью: что у нас нет залов, что телевидение классическую музыку не жалует, а выдает такой вот ширпотреб… – Объясняю: мы сидим, восемь молодых музыкантов. Впервые в жизни многие из нас пришли в Кремль, выходит президент, жмет нам руки… – Какой из президентов? – Владимир Владимирович, это было давно. Мы сели за чашку чаю, абсолютно все немножко на нерве. Вдруг первый вопрос: «Ребята, как вы относитесь к «Фабрике звезд?» Была такая многозначительная пауза, чуть ли не МХАТовская. Нашелся один наш музыкант, который сказал: «Я в Берлине живу, там тоже есть «Фабрика звезд». Наша гораздо лучше». В ответ тоже была пауза… Путин ответил: «Понятно». Он как надо понял. – Но я хочу понять: Вы используете свое влияние, чтобы говорить об этих вещах? – Я могу назвать 10 случаев встречи с нашей властью, после которых менялось все, как и хотелось. Один из них – зарплата педагогов Центральной музыкальной школы. Раньше педагог получал 4,5 тысячи рублей. Из­за этого 20 педагогов уехали в Китай в частные школы, где им платили 1,5 тысячи долларов. Сейчас их зарплата около 78 000. – Денис, а что Вы такое поете, когда играете? – Я? Пою? – Ну, что­то такое. У Вас очень живая мимика. – Это чтобы сэкономить на певцах, я играю и пою. – Я серьезно. – Я не знаю. Надо последить. Здесь надо вспомнить слова Рихтера, который говорил: «Я хотел бы, чтобы была полнейшая темнота в зале, чтобы луч был направлен только на руки пианиста, потому что его лицо выражает исключительно его труд и страдания». – Мне никогда не казалось, что Вы страдаете. – Да, многие говорят: «Это здоровый артист. Нет у него трагедии, его не бросила какаято девушка». Но это чушь. Знаете, сколько есть артистов, которые улыбаются и излучают позитивную энергетику, а на самом деле у них колоссальные проблемы. Хотя, конечно же, публика должна испытывать чувства, когда приходит в зал. Отдельная тема – это что она должна чувствовать, приходя в зал. – Но Вы на это не можете повлиять уже никак. – Ну как же? Иногда можно. Можно хотя бы просто ее спросить: дошло ли до нее то, что ты задумал. Некоторые профессионалы знают, что примерно должно быть в этом произведении. А те люди, которые пришли 56 раз… Знают ли они, что я хотел донести? Надо ли им это знать? Тоже вопрос. Многие­то не понимают, что поход на концерт классической музыки – это тяжелая работа. Это не развлекалово, это не попкорн, который сожрал. Ты должен подготавливаться, чтобы понять, что ты должен испытать. И когда ты это поймешь, ты уже понимаешь, от чего ты получаешь удовольствие. Люди, во второй раз пришедшие в концертный зал, иногда испытывают элементарные эмоции: «Оба! У него такая энергетика!» И вот такая репа подходит ко мне после концерта и говорит: «Слушай, ты вот там играл Скрябина, там была такая пауза, я просто вообще… комок в горле». Или снесло его какимито бурными октавами Листа: «Меня прижало к креслу» – это для меня тоже критерий. Это о многом говорит. И я получаю такой кайф… – Когда вот эта репа говорит, что ее придавило? – Да. От Скрябина, Листа, Моцарта. Можешь себе представить? Это уже уникально, потрясающе! Есть критерий для меня: «придавило», «хохма – было так смешно»… – Вы воспринимаете это всерьез или с долей иронии? – Ирония, конечно, это самое главное. Но я получаю от них самую главную информацию на будущее: что мне надо делать. Бывало, мне говорили: «Мне так плохо стало» – это тоже хорошо. - Но качество публики за последние 5 лет меняется? – Конечно. Была публика, которая меня учила, приходила и высказывала свои претензии или дифирамбы. Это могла быть, кстати, репа и 10 лет назад, которая высказала свои пожелания. Не обязательно какаято профессорскоконсерваторская интеллигенция, которая тебе будет рассказывать, какой штрих ей не понравился.Но если говорить серьезно, постарело среднее поколение, которое заменило то, которое ушло. Не все выросли в ту аудиторию. Слабое поле стало, чувствуются 90е годы, когда в культуре провал был серьезный. Но есть среднее поколение, которое тоже может тебе сказать, мало не покажется: и хорошее, и плохое. Я жду вот этого после каждого концерта.
 
По теме
В Сорочинске спасатели помогли оказавшемуся в потоке воды под мостом водителю Евгения Богданова Фото: кадр видео В Сорочинске спасатели помогли оказавшемуся в потоке воды под мостом водителю.
Прокуратурой Дзержинского района г. Оренбурга поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении местного жителя.
В Соль-Илецке мужчину осудят за покушение на убийство двоих детей Анастасия Инчина В присутствии экс-возлюбленной и полицейского мужчина схватил нож и побежал в спальню к своим детям, чтобы их убить Фото:
В Новосергеевком районе сотрудники полиции нашли пропавших рыбаков Евгения Богданова К сожалению, 55-летний мужчина был без признаков жизни, предварительно, он умер от переохлаждения Фото:
Специалисты были вынуждены изменить постоянные схемы электроснабжения Анастасия Инчина В села Мухраново, Сладково, Рассыпное, Яман, Раздольное, Заживное, Студеное направили передвижные резервные источники электроснабжения.
Центральным районным судом г. Оренбурга рассмотрено уголовное дело в отношении ранее не судимого местного жителя, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.
Центральный районный суд
Оренбуржец хотел откупиться от призыва за 40 000 рублей - Time56.Ru Ленинским районным судом города Оренбурга было рассмотрено уголовное дело в отношении 35-летнего местного жителя, который обвинялся в совершении мошенничества по части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Time56.Ru
Институту - Академии - Университету - 80! - ОрГМУ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации в 2024 году отмечает свой 80-л
ОрГМУ
Туберкулёз не приговор - Вечерний Оренбург Константин Копылов Накануне Всемирного дня борьбы с туберкулёзом главный врач Оренбургского областного клинического противотуберкулёзного диспансера,
Вечерний Оренбург
Новости чемпионата среди юниоров - ООМК 27 марта на Региональном этапе Чемпионата "Профессионалы" - 2024 среди юниоров соревновались участники по компетенциям "Фармацевтика", "Лечебное дело (Фельдшер)", "Медицинский и социальный уход".
ООМК
Секреты закулисья - Вечерний Оренбург Константин Копылов Самый загадочный театр – это театр кукол. Ширмы, тени, силуэты, сами движения кукол создают ощущение волшебства.
Вечерний Оренбург
Вместе на сцене и дома - Вечерний Оренбург Константин Копылов О профессии, куклах, театральной семье и зрителях, которые всё понимают, корреспонденту «ВО» рассказывают супруги, артисты-кукловоды Оренбургского областного театра кукол Иван Панин и Анастасия Вялкова.
Вечерний Оренбург