Деток – в клетки?

Юное поколение как результат нашего же воспитания

«Дети чувствуют, кто их любит» – так утверждал Тургенев в своём романе «Отцы и дети». Помня об этом, приходишь в ужас, наблюдая, как иные молодые мамы обращаются с детьми. Вот малышка уселась в сугроб и вставать не желает. Мать, не выпуская из рук сигарету, выволакивает из снега своё чадо, кроя трёхэтажным матом. Можно посетовать на недостаток культуры у такой родительницы. А может быть, культура тут ни причём и те, кто себе такое позволяют, просто не умеют искренне любить своих детей, неся тяжёлую повинность родительства? И каким может вырасти ребёнок, впитывающий с раннего детства подобное отношение к себе, не грех ли потом жаловаться на юное поколение? Но ведь жалуются, и часто.

 

– Не умеют они ценить вещи, – сетует дама в маршрутке своей спутнице. – Купили ей телефон дорогой. И зачем такой навороченный нужен школьнице? Она потеряла. И ведь ругаешь её – не реагирует, уверена, что ей новый купят. Никак не донесёшь до сознания, что это дорого, что не напокупаешься…

 

И даме поддакивают, рассказывая свои истории про неблагодарных подростков. Не ценят они заботы родительской. Друг перед дружкой крутостью электроники и одежды хвастаются. Или из виртуальной реальности не вылезают. А у самих – интересов-то в жизни нет. О будущем не думают – ни о профессии, ни о семье. Чем живут – непонятно…

Конечно, во все времена старшее поколение осуждало младшее, не понимая их интересы. Но всегда есть свои особенности. Об отличительных чертах современных подростков рассказала Екатерина Подборская, психолог Центра практической психологии.

 

– На мой взгляд, не всё так плохо с нынешней молодёжью. Да, они меньше читают. Но ведь есть Интернет, который удовлетворяет их потребность в получении информации. От подростков 80-х они отличаются чуткостью, инфантильностью. В 80-е подростки стремились быть взрослыми. Сейчас же подростки больше похожи на детей: любят мультики, могут в девятом классе носить с собой в школу какие-то игрушки. Нет желания взрослеть. Они видят, что окружающий мир достаточно жесток, не всё так иллюзорно, как они хотят это представлять. По их выражению, они хотят быть «няшками», а во взрослом мире это не получится. Ещё одно сильное отличие от предыдущих поколений в том, что живое общение заменилось виртуальным. С каждым днём замена всё более выражена. Подростки перестали знакомиться на улице. Они этого просто не умеют. Они всё меньше выходят во двор, всё реже посещают какие бы то ни было мероприятия. Легче пообщаться по Интернету, задать вопрос не человеку, а монитору. В подростковом возрасте ведущая деятельность – это общение. Социальные сети компенсируют отсутствие общения в школе и дома. Больше им общаться негде. И они придумывают себе принцесс и принцев на расстоянии. Неоднократно сталкивалась с ситуациями, когда конфликт с родителями начинался из-за того, что девочке или мальчику лет 14-15 необходимо срочно ехать за тридевять земель к своей виртуальной второй половине. Родители тут встают на дыбы, запирают детей. Конечно, таким образом добиваясь только недоверия и отдаления детей. Постоянно слышу жалобы, особенно от девочек, что они не могут поговорить с родителями, что родные мамы слышать их не хотят.

 

Если подросткам не посчастливилось найти друзей, которым можно довериться, а с родителями поговорить не получается, они обращаются за помощью в Интернет. Консультанты работают бесплатно как на федеральных ресурсах, так и на местных сайтах.

 

– Меня в школе три девочки обзывают очень грубо, – делится своей бедой пятнадцатилетняя ученица. – Учусь нормально, никого никогда не трогала. Сейчас весь класс настроился против меня из-за влияния девочек. Их мнение авторитетно. И сейчас мне даже не хочется ходить в школу! И дома полное непонимание, хочу маме или сестре рассказать, в ответ получаю: нет, нет, потом, не до тебя.

 

– Родители современных подростков нацелены на зарабатывание денег, – комментирует подобные ситуации психолог. – Самая популярная фраза, когда мы просим подростка дать описание родителей, – «мне некогда». Если вкус к жизни прививать, не будет пустоты у подростка. Хотя бы раз в неделю стоит проводить время с семьёй, не обязательно устраивать дорогие выходы, можно просто вместе поужинать, обсуждая планы и проблемы друг друга, а не разбегаться по делам, вообще не пересекаясь с ребёнком. Чаще всего родители спрашивают у ребёнка, пришедшего из школы, какие отметки он получил, а не как прошёл день, что он узнал нового. Естественно, это уже прямое подталкивание к тому, чтобы ребёнок начинал строить Китайскую стену. Разговаривать нужно о проблемах ребёнка сейчас и здесь, а не о том, какую отметку он получил. Нужно разобраться в ситуации, посмотреть, может, ребёнок влюблён или в классе конфликты. Как же он будет хорошо учиться, когда голова другим занята. Хорошие отметки – это замечательно, но нужно интересоваться причинами, а не следствие требовать.

 

Зачастую и учителя натыкаются на глухую стену, когда обращаются к родителям. Проблема непосещаемости остро стоит в среднеспециальных учебных заведениях.

– Начинаешь рассказывать родителям о проблемах, которые есть у их ребёнка в поведении или учёбе, а получаешь в ответ: «Я ничего не могу с ним сделать», – сетует педагог, пожелавшая остаться неизвестной. – Поражаюсь этому. Кто же, если не родители? Если они ничего сделать не могут, то чего потом хотят от учебных заведений? А бывают и такие родители, что придут – и не удивляешься, почему у ребёнка проблемы. У девочки были постоянные проблемы с учёбой и посещаемостью, много пропусков без справок. Вызвали отца. Он самым наглым образом заявил, что диплом наш ни для чего в жизни его дочери не пригодится, что врачей нормальных в городе нет, чтобы можно было удосужиться прийти к ним за больничным листом. И всё в грубых, некрасивых выражениях. В итоге они с дочерью забрали документы. Так зачем вообще девочка к нам поступала и несколько лет мучила нас и себя? Зачем тогда отец её сюда привёл?

 

Конечно, учатся в техникумах и колледжах и старательные, умные дети, получают красные дипломы, хорошо знают свою профессию. Но реализовать себя и они не могут. Есть ли вина родителей и здесь?

 

– Когда проблема в том, что подросшие дети не хотят учиться, а речь уже идёт о получении специальности в ссузе, родителям становится всё труднее влиять на ребёнка, – рассуждает психолог Екатерина Подборская. – Часто тут дело в том, что нацелены подростки не на процесс обучения, а на получение профессии, наличие корочки. Интереса к занятиям при таких приоритетах не возникнет. Какие бы условия для учёбы ни создавались, те, кто учиться не хочет, не будут этого делать. Если же в учебное заведение попадает человек, заинтересованный в самом процессе, он воспользуется всеми предоставляемыми возможностями. Но таких единицы. Социальная обстановка влияет на отсутствие мотивации у подростков не меньше, чем родительский фактор. Если раньше, поступая в учебное заведение, можно было быть уверенным в наличии потом работы, то сейчас дети идут в неизвестность. Большая часть объявлений о вакансиях приглашает на работу продавцами. Чем меньше город – тем хуже развиты более высокие слои инфраструктуры. В таких условиях родители должны прикладывать ещё больше усилий для мотивации ребёнка к развитию. А ситуация такова, что далеко не все родители уделяют этой проблеме хоть какое-то внимание. Конечно, есть и достаточное количество родителей, которые своими детьми занимаются, заинтересовывают их в жизни. Многие выпускники уезжают учиться в другие города, имея не только учебную подготовку, но и социальную. Они способны приспосабливаться к новой ситуации. Значит родители приложили усилия к воспитанию. Если у детей проблемы с посещаемостью, дисциплиной, успеваемостью, за их спинами часто стоят родители, которым они не нужны. Но из-за отсутствия условий для развития те, у кого есть потенциал, из города уезжают. Люди с высшим образованием, чувствующие, что способны на большее, чем работать продавцом, ищут себя в более крупных городах. А мы наблюдаем картину, когда здесь остаются менее успешные, поэтому и делаем неутешительные выводы о родителях. Хотя проблема стоит остро не только из-за отсутствия воспитания, но из-за того, что в городе негде реализоваться.

 

Зачастую непонимание возникает между подростком и любящим, проявляющим заботу родителем. Вроде бы стараются люди интересоваться желаниями детей, а нормального контакта всё равно нет. Дама из маршрутки, покупая девочке дорогой телефон, очевидно, желает ей добра. Но вместо признательности получает обратную отдачу.

 

– Когда родители жалуются, что дети не умеют беречь ценные вещи, участие родителей в том результате, который они получают, очевидно, – объясняет психолог. – Если стимулировать первоклассников, покупая им планшетные ПК, чего они хотят от детей в дальнейшем? Если мы прибегаем к материальной стимуляции, это приучает человека делать что-то только за вознаграждение, а не для себя, для своего развития. Родителями может двигать «синдром закармливания»: они стараются дать детям то, чего сами были лишены. Но не задумываются, к чему это приведёт формирующуюся личность ребёнка. Иногда родители предоставляют ребёнку блага в ущерб себе, а когда ребёнок подрастает, начинают ставить ему в укор, что мы тебе всё отдали, а ты неблагодарный. Ребёнок, который всё получает, не имеет возможности оценить трудоёмкость затрат для родителей. К этому можно прибавить, что покупая дорогую технику детям, родители сами провоцируют опасные ситуации. Ведь из-за дорогой игрушки могут начаться ссоры, драки. Её могут попросту отобрать или разбить.

 

Вечная проблема отцов и детей в том, что они друг друга не слышат. Дети обвиняют родителей в непонимании, а родители вменяют им в вину затраченные усилия, которые те не ценят. Детям стоит научиться принимать то, что в позиции родителей есть рациональные зёрна, а родителям – просто слушать детей. И сколько бы ни пеняли поколения друг на друга, «каждый человек сам себя воспитать должен», как сказал Тургенев устами Базарова. И воспитывать себя должны как дети, так и родители.

 
По теме
В отдел полиции №2 МУ МВД России «Оренбургское» обратилась 26-летняя оренбурженка с заявлением о хищении принадлежащих ей средств в размере  495 000 рублей.
Бугурусланским районным судом Оренбургской области постоянное судебное присутствие в с. Асекееве Асекеевского района Оренбургской области постановлен обвинительный приговор в отношении жителя  г. Альметьевска Иванова П.П.
Бугурусланским районным судом Оренбургской области вынесен обвинительный приговор в отношении мужчины, который похитил денежные средства.
Соль-Илецким районным судом вынесен обвинительный приговор в отношении жителя г. Соль-Илецка, которым он признан виновным в совершении покушения на хищение чужого имущества путем обмана,
Соль-Илецкий районный суд
Дзержинский районный суд г. Оренбурга огласил приговор оренбуржцу, обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.228 УК РФ.
Дзержинский районный суд
В эти дни… 4 года назад - Законодательное Собрание В связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Торгово-промышленной палате области с участием депутатов обсуждалось, как помочь бизнесу.
Законодательное Собрание
Александровским районным судом Оренбургской области рассмотрено уголовное дело в отношении мужчины, который не уплачивал денежные средства на содержание своего несовершеннолетнего ребенка.
Александровский районный суд
В Оренбурге прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню работника культуры - Администрация города Праздник в ДК "Россия" объединил сотрудников культурно-досуговых учреждений, театров, музеев и библиотек, руководителей и педагогов детских школ искусств, руководителей профессиональных творческих коллективов,
Администрация города