Фото: www.hron.ru
Девушка родилась и выросла в Томске, отучилась в Красноярске, а оказалась в наших степях. Ей, конечно, хотелось отправиться из Сибири на юг, но не всегда там, где хочется жить, находится работа. Тем более для молодого специалиста, только что окончившего училище.
– Девушкам особенно трудно устроиться на работу по моей специальности, – признается Маша. – Нам же предстоит рожать... Место за нами будет закреплено, а работать кто будет? Плюс я всегда хотела сама устроиться, не по блату.
Тогда Мария начала искать в Интернете международные аэропорты и стала звонить всем, спрашивая, есть ли вакансия авиадиспетчера. И в Орске она нашлась.
– Когда мне одногруппники начали скидывать фотографии Орска, чтобы я посмотрела, куда еду, то казалось, что у меня тут хвост вырастет, – рассказывает Маша. – Сплошные заводы, трубы, дым... Позже оказалось, что они прислали снимки Новотроицка.
А вот наш город девушке вполне по душе. Летом красиво, всюду цветы, есть чем заняться молодежи. А зимой, как и везде, хочется поскорее зайти в тепло. Маме героини, которая работала стюардессой, тоже приглянулся наш городок.
У Марии вся семья авиационная. Папа работал в аэропорту, мама – бортпроводницей, брат сейчас техник, дядя – пилот... Будучи ребенком, она бегала по аэропорту, общалась с пилотами и, как выразилась, лазила по самолетам… Но, несмотря на это, хотела быть архитектором.
– С детства начала бредить строительством, – вспоминает она. – Как только мне подарили конструктор, стала что-то строить, рисовать и представлять себя архитектором. А потом папа сказал, что лучше пойти на диспетчера учиться. Я тогда еще сказала, что не хочу работать диспетчером такси. Все засмеялись. А потом я прислушалась к совету отца.
Считается, что профессия авиадиспетчера неженская. Если женщины в стрессовой ситуации могут поддаться эмоциям, то мужчины держат себя в руках.
– С пилотом всегда нужно говорить спокойным голосом. Это его успокаивает. Если пилот будет нервничать, да еще и у диспетчера голос будет дрожать в случае какой-то нештатной ситуации, то мало хорошего…
Когда я поднялась на вышку к Маше и услышала, как борт выходит с ней на связь, то не поняла вообще ничего из того, что сказал пилот. А ведь нужно еще указания ему дать и проверить, как он их выполнил.
– На первом курсе тоже ничего не понимала, – признается диспетчер. – Что такое глиссада? Какая такая схема? Что за высота принятия решения? А когда за тренажер села, все стало ясно.
Кстати, пилоты могут выйти на связь с диспетчером как на русском, так и английском языке. И на каком из них экипаж захочет поговорить, неизвестно. В «Аэрофлоте» разговаривают только по-английски. И если за рубежом пилоты и диспетчеры могут даже шутить друг с другом, то у нас они могут лишь здороваться, прощаться и поздравлять друг друга. Все остальные разговоры – исключительно по делу.
– С курсантами было забавно работать, – улыбается Маша. – По ночам у них уже язык заплетается, ляпнут что-нибудь не то, а потом инструктор выходит на связь и запрашивает совершенно другое.
Из минусов профессии, как отмечает девушка, это то, что садится зрение. Постоянная работа за компьютером сказывается на здоровье глаз.
Фото автора Т. Афонина
Источник: Орская Хроника
19.10.2016 19:37