Попадая в музей, картины остаются в истории

Фото: gazetaorsk.ru

Персональной выставкой отметил 65-летний юбилей заслуженный художник РФ, председатель орского отделения Союза художников России Александр Еремин.

Подарив зрителю возможность насладиться прекрасными пейзажами, натюрмортами и сюжетной картиной. Более 60 новых работ разместилось в городском выставочном зале, 35 из них написаны за последние полгода. Сегодня мы говорим с признанным мастером кисти о творчестве, искусстве и приоритетах.

 

– Александр Михайлович, юбилей – это своеобразная черта, которая дает возможность подвести итоги, обернуться назад. Какие события минувших лет считаете наиболее значимыми в своей жизни?

– Событий много. Если говорить о недавнем времени, об относительно свежих достижениях и впечатлениях, – в 2014 году я был приглашен на международный пленэр на Ямал. Со школьных лет представлял себе тундру промерзшей землей, но стоило туда попасть – и представления кардинально изменились. Нас встретили красно-желто-коричневые просторы с обилием растительности, где все иначе, чем в наших широтах: другое небо, другая земля. Мы побывали в деревне Ханты-Мужи, где еще остались ханты. Жили в чумах, ели рыбу, приготовленную коренными жителями. В такой атмосфере писать было  интересно.

В этом же году принял участие во всероссийской выставке «Лики России» в Архангельске, картины на которую отбирал Всероссийский выставочный комитет.

В 2015 году проводил всероссийский пленэр в Орске. На него съехались заслуженные художники страны, поработали здесь, оставили свои картины в краеведческом музее. Годом позже участвовал в пленэре в Староуткинске, под Екатеринбургом.

В прошлом году побывал в Китае. В числе 20 российских художников меня пригласили в Харбин для принятия в академики Китайско-российской академии художеств. Мы побывали на открытиях выставок, в разных галереях. Условия шикарные, все организовано бесподобно. Ранее мне довелось два месяца пожить в Париже, и даже там ничего подобного не было.

 

– В Китае вообще отношение к изобразительному искусству особое?

– Там особое отношение к реалистической школе российской живописи. Китайское изобразительное искусство – это преимущественно пергамент, декоративные росписи, поэтому китайцы выбрали российских художников, тех мастеров, которые могут повлиять на развитие масляной живописи в Китае. Так что мне выпала почетная обязанность в числе немногих представлять нашу страну.

В Харбине нас поселили в русском доме, в усадьбе «Волга», обустроенной на берегу реки. После череды торжественных мероприятий, где от души поили и кормили, выяснилось, что за пять дней нужно написать по пять работ. Впору схватиться за голову. Разве реально успеть? Но мы принялись за работу и выполнили ее в срок. Наши полотна Академия купила за хорошие деньги – по мировым ценам. Вообще, к нам относились с огромным уважением, вручили документы, удостоверяющие звание академика. Думаю, сотрудничество в дальнейшем продолжится.

 

– Наверное, приятно, когда работы оказываются не просто в частных коллекциях, а в музеях, галереях, где с ними может познакомиться большое количество зрителей?

– Покупка работ музеями – пожалуй, самая большая мечта художника. Частник приобрел картину, повесил на стену, а через какое-то время дети могут отнести ее на помойку. А в музее она сохранится на долгие годы. Мои работы есть в музеях Салехарда, Ханты-Мансийска, Тобольска и некоторых других городов. В день юбилея мне позвонил директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств Юрий Комлев, поздравил и сказал, что музей покупает две моих работы с выставки. Я первый художник в Оренбургской области, на закупку работ которого министерство культуры региона выделило средства.

 

– История свидетельствует о том, что многие художники, несмотря на свой талант, жили весьма скромно, занятие живописью не давало возможности заработать. Сегодня в провинции она есть?

– Признаться честно, дохода практически нет. Когда-то при Союзе художников был фонд, члены Союза художников имели доступ к заказам и жили безбедно. Сейчас этого нет. Довольно сложно куда-то выехать, получив приглашение. Радует то, что у меня есть хорошие друзья, которые ценят искусство, с уважением относятся к моему творчеству, готовые помочь финансово, ведь художнику обязательно нужно менять обстановку, получать новые впечатления. Благодаря поездкам по стране, за рубеж, я в курсе мирового искусства, вижу, что происходит вокруг. В определенной степени в этом помогает и интернет.

То, что мы живем в провинции, не определяющий момент в творчестве. Художник может творить где угодно. Просто нужно любить свое дело и иметь ориентиры: куда ты идешь, чего ты хочешь.

 

– Как вы относитесь к современному искусству?

– Не скажу, что я ретроград. Отношусь нормально. Есть много талантливых художников, работающих в разных направлениях. Я люблю реализм, но это не мешает восхищаться авангардистами, которые смело ломают границы, делают необычные вещи. Существуют определенные законы живописи. Если произведение создано с их учетом, в нем есть суть, а не простое желание выпендриться, это всегда интересно.

Сегодня работать так, как работали художники 50-100 лет назад, не имеет смысла. Нет смысла делать примитивные картинки, которые нравятся зрителю. У меня вызывает отторжение, когда художник ориентируется только на продажи: выходит ширпотреб. Настоящий художник, стараясь создать произведение искусства, отходит от шаблонов и стандартов, ставит перед собой определенные задачи и по-своему пытается их решить.

 

– В вашем творчестве особое место занимают пейзажи. В них много реализма. И все же они не просто дарят эстетическое удовольствие, но и невольно погружают зрителя в размышления о сущности бытия. Как этого добиваетесь?

– Сложно сказать определенно. Я не делаю их натуральными, даже если пишу с натуры. Все время пытаюсь добавить гармонию в то, что вижу: сдвинуть деревья, передвинуть речку, поднять или опустить небо. Это творчество. А когда я работаю в мастерской, если беру холст и не знаю, что делать, начинаю покрывать его краской, и из этого рождается образ. Потом он кристаллизуется, определяется конкретно. Какое настроение – такой получается и пейзаж. Но это не просто вид какого-то места, это отражение моей души, моего настроения. В каждом холсте пытаюсь создать не просто картинку, а образ, чтобы зритель, увидев работу, мог что-то додумать. Чтобы сначала возник контакт, а потом он смотрел и размышлял.

К примеру, на открытии выставки ко мне подошла женщина и поинтересовалась, почему один из пейзажей называется «Над вечностью». Я ей объяснил: «Люди уходят, сменяя друг друга; деревья живут дольше, но тоже умирают; земля, небо, горизонт останутся навсегда. Пространство вечно…»

 

– А самому вам нравится разгадывать суть чужих картин?

– Делаю это с удовольствием. Мне нравится знакомиться с творчеством коллег по цеху, пытаться взглянуть на мир с их позиции, увидеть что-то иначе. Рассматривая их, я ни в коем случае не стремлюсь к подражанию. У каждого из нас свой путь, своя манера. Я не хочу быть в ряду хороших художников, я хочу быть собой, человеком, который посвятил жизнь искусству. Огромное наслаждение – рассматривать картины известных художников, при малейшей возможности стараюсь посещать галереи, где они размещены. Когда я жил в Париже, открыл для себя галерею на Монмартре, где размещены удивительные работы Моне. От них я получал истинное удовольствие. Есть работы, написанные им в преклонном возрасте. Ему уже было около 80 лет, он почти не видел, но какие там краски, какие сгустки цвета – словами трудно описать, это верх совершенства живописи! С детства люблю работы Коровина, Серова. Хороших художников много – как признанных мэтров, так и современников. А чьи работы останутся в истории, станут достоянием страны, рассудит время.

 

– Успехов вам и вдохновения!

– Спасибо.

Людмила Светушкова

 

СПРАВКА ОГ

Александр Михайлович Еремин родился 31 января 1953 года в поселке Халилово Оренбургской области.

В 1973 году окончил Казанское художественное училище.

В 1991 году был принят в ряды Союза художников СССР (с 1992  года – Союз художников России).

С 1999 года – председатель Орского отделения Союза художников России.

В 2010 году ему было присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».

В 2016 году – академика Китайско-российской академии художеств.

Александр Михайлович – обладатель многочисленных городских, всероссийских и международных наград.

 
По теме
У творчества нет границ - Наш Бузулукский район В Бузулукском краеведческом музее открылась персональная выставка художника-гравера Валерия Нестерова.
28.02.2018
Весенняя выставка в музее - OrInfo.ru 2 марта в 17.00 ч. в выставочном зале Оренбургского областного музея изобразительных искусств (ул.
27.02.2018
 
 
1 Марта в 19:00 в Галерее искусств «На Пушкинской» откроется выставка известного оренбургского живописца, заслуженного художника России Юрия Григорьева.
26.02.2018
21 февраля в 12:00 в Оренбургском областном госпитале ветеранов войн откроется выставка «Пейзажи Отавио Мори Сарти (Бразилия)» из фондов Оренбургского областного музея изобразительных искусств.
20.02.2018
Синяк взобрался на отвалы карьера - В Гае.Ru На отвалах  отработанных  карьеров Гайского медноколчеданного месторождения приютилось особое растительное сообщество.
23.06.2018 В Гае.Ru
В Оренбуржье открыли мемориальную доску Кариму Хакимову - ГТРК В пятницу, 22 июня, в областном центре состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски первому Оренбургскому губернскому комиссару народного просвещения (1918 – 1919 гг.), советскому дипломату,
22.06.2018 ГТРК
Татьяну Григорьевну Черкас, краеведа, заслуженного работника культуры Орска, труженика тыла, награжденную медалью «За заслуги перед городом Орском», общественным орденом служения искусству,
22.06.2018 Орская хроника
Чемпионат по футболу в формате отряда - МЧС Оренбургской области    На стадионе ФОК «Надежда» г.Орска прошли соревнования по футболу среди структурных подразделений ФГКУ «5 отряд ФПС по Оренбургской области».
24.06.2018 МЧС Оренбургской области
Уважаемые спортсмены! От имени Оренбургского регионального отделения Всероссийской политической Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поздравляем вас с Международным Олимпийским днем!
23.06.2018 Единая Россия
Первенство по конкуру на кубок Орской епархии - Орская Газета 30 июня по благословению епископа Орского и Гайского Иринея на территории конноспортивной школы «Святой Георгий» при кафедральном соборе Святого Великомученика Победоносца Георгия (ул.
21.06.2018 Орская Газета
После третьего гола россиян в ворота сборной Египта автору этих строк поступила смс-ка из Санкт-Петербурга от человека, который до последнего времени был совершенно равнодушен к футболу.
21.06.2018 Орская Газета
Совсем скоро будет объявлен учебно-тренировочный сбор хоккейной дружины «Южный Урал», выступающей в Высшей хоккейной лиге.
21.06.2018 Орская Газета
В память о погибших в годы Великой Отечественной войны - Законодательное Собрание Накануне 22 июня, ставшей одной из самых трагических дат в истории нашей страны, тысячи оренбуржцев зажгли свечи в память о погибших в Великой Отечественной войне и отдавших жизнь, работая в тылу.
22.06.2018 Законодательное Собрание
Здравствуйте, «Орская хроника»! Крайне обескуражен развитием событий по вопросу предоставления качества коммунальных услуг как со стороны организаций, предоставляющих эти услуги, так и государственных (контролирующих) органов.
22.06.2018 Орская хроника