СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР – КРЕСТИТЕЛЬ РУСИ

В дни воспоминания Крещения Руси и церковного чествования равноапостольного князя Владимира владыка Ириней поделился своими рассуждениями.

В 2015 году мы вспоминали 1000-летие преставления ко Господу святого равноапостольного великого князя Владимира. Христос научил нас любить, прощая ближних, служа им и отдавая все этому самоотверженному служению. Придя в наш мир, Спаситель учил нас радоваться с радующимися и плакать плачущими. Христос Спаситель, Истинный Бог и Истинный Человек, научил гибнущее человечество самому настоящему, полному безграничной любви, истинно человеческому отношению к ближнему. Святые последователи Господа в полноте исполнили Его заветы в своей жизни, явив нам замечательные примеры. Один из таких ярчайших примеров добродетельной жизни по заветам Христовой любви — святой равноапостольный князь Владимир.
Вся жизнь святого князя Владимира с момента его обращения ко Христу — свидетельство о чуде. Приняв Таинство Крещения, в прошлом разгульный, жестокий, сластолюбивый и коварный человек в корне меняет свою жизнь: он строит храмы, помогает нищим, заботится о слабых и больных, устраивает богадельни, которые содержит на свои средства, принимает решение об отказе от смертной казни особо опасных преступников, объясняя подобное лишь одним — страхом согрешить.
При святом князе Владимире наблюдается укрепление русского государства. Западный хронист XI столетия Адам из Бремена называет Киев «украшением Востока» и «соперником Константинополя». Об авторитете Киева свидетельствуют династические браки. Среди европейских правителей того времени почиталось честью связать браком своих чад с детьми и внуками равноапостольного князя Владимира. Сын князя Владимира Ярослав был женат на дочери короля Швеции. Сестра Ярослава стала королевой Польши. Три внучки Владимира — королевы Венгрии, Норвегии и Франции. Анна, дочь Ярослава Мудрого — французская королева. Важно отметить, что Анна Ярославна владела грамотой и подписывала важные государственные документы, в то время как ее супруг был неграмотным. Внук крестителя Руси был женат на сестре короля Польши. Правнук — на дочери короля Англии. Правнучка — супруга германского короля и императора Священной Римской империи Генриха IV.
«На глазах у изумленной Европы вдруг возникает, — по словам академика С.С. Аверинцева, — из варварской страны на краю света держава с мировой культурой, мировой религией. И это сразу было ознаменовано расцветом древнерусской цивилизации». Широко распространяется грамотность, положено начало летописанию, развивается древнерусское искусство, архитектура и литература. Киевская Русь начинает чеканить свою золотую монету. Русь входит в общеевропейское культурное пространство.
Святой равноапостольный князь Владимир стал символом единства русского народа, русской земли, именно он заложил основу национального и культурного единения восточных славян. Русские эмигранты «первой волны» XX века вдали от родины отмечали день памяти святого князя Владимира, именуя этот праздник «Днем русской славы». В Белграде возникло Братство святого Владимира. В Бразилии стал выходить «Владимирский вестник». В Нью-Йорке была создана Свято-Владимирская семинария. В Харбине был назван институт в честь князя Владимира. Именно день его памяти стал знамением упования на будущее возрождение Отечества.

Насилием ли крестили киевлян?

Крещение киевлян в водах Днепра — важнейшее свидетельство огромного авторитета равноапостольного князя Владимира. Не понуждение, а именно пример и авторитет князя, правителя, отца своего народа, приводили людей ко Святому Таинству.
Киевская Русь не была полицейским государством, и, если кто-либо принимал решение покинуть эту страну по религиозным соображениям, его никто не удерживал. Поэтому всякий человек, несогласный с выбором веры, мог спокойно уйти. Было бы куда уходить. И в целом возможностей сохранить язычество было немало. Рядом проживал братский народ – литовцы, которые еще триста лет сохраняли язычество. Не так далеко – венгры, которые гораздо позже Киевской Руси приняли христианство. Несогласные с исповеданием христианства могли переселиться и в языческий тогда Крым, и в земли Поволжья. Не было следов христианства и на Севере.
Но мы не видим, чтобы после обращения Киева и других крупнейших центров Киевской Руси к христианской вере мощные потоки политической эмиграции захлестнули окрестные территории. Нет свидетельств и о сколь-либо серьезных движениях протеста в самом Киеве. Только новгородцы оказывали активное сопротивление, но основной причиной этого были как раз опасения существенной консолидации власти вокруг Киева и, соответственно, ослабление авторитета Новгорода.

Крещение Новгорода

«Добрыня крестил мечом, а Путята — огнем» — отмечают многие знатоки истории. И это единственный прецедент. Гибель людей всегда ужасна. Тем более, когда она связана с насильственным насаждением веры. Несомненно, во избежание такого развития событий необходимо заранее отправлять миссионеров для проповеди, а не воинов для расправы с несогласными. Проповедями надо распространять христианскую веру, а не огнем и мечем.
За все века существования христианская религия претерпевала ужасные гонения. Первые века в истории Церкви исполнены страшных событий: с одной стороны, это преследования христиан, с другой — слава святых мучеников. Несколько столетий Церковь терпела жесточайшие нападения. Кровь мучеников, свидетельствовавших о Христе своей жизнью и смертью, навеки стала основой Христовой Церкви. Страдать, а не приносить страдания — это призвание Церкви, о котором говорит нам вся история христианства.
Нужно также прямо сказать, что ни Добрыня, ни Путята не могли крестить ни огнем, ни мечом, ни водою уже только потому, что они не были священниками. Говоря современным языком, они являлись полномочными представителями киевского князя в Новгороде Великом.
В «Повести временных лет» мы находим свидетельство о том, как восставшие новгородцы разрушили храм Ильи Пророка. Значит, он уже был здесь до крещения Новгорода, а это уже говорит о многом — храмы в городах в то время были редкостью. Но с чем же было связано это восстание? Думается, основной его причиной стало недовольство реформами, которые проводил князь Владимир. Это был труд по созданию единого государства из множества удельных княжеств. Население Новгорода сопротивлялось, понимая, что их город утратит существенное влияние, будучи вынужден подчиниться единому центру, которым, по всему, становился Киев. Киев же, под предлогом насаждения веры и крещения новгородцев, по сути, защищал государственные интересы, стремился обезопасить себя от конкуренции в политическом плане.



Обращение большинства славян от язычества к христианству

Задумаемся, чем было в то время для славян язычество? Практически, тем же самым, чем для многих сегодня является религия вообще. Ярых исповедников язычества были единицы, большинство же людей держались так называемого обрядоверия.
Те же тенденции мы видим и в современном обществе. Немало людей положительно ответят на вопрос о том, верующие ли они, но при этом храм абсолютное большинство из них посещает крайне редко, едва ли не один-два раза в год — за святой водой на Крещение да на Пасху освятить куличи. То же было типично и для языческого общества того времени: язычество было скорее данью моде, чем осознанным мировоззрением. Поэтому язычники из приближенных к княжескому двору без сопротивления последовали примеру великого князя — ведь о самом язычестве они знали немногим больше, чем о новой вере.
Расставались с язычеством и по той причине, что оно требовало человеческих жертвоприношений. Любой человек, хоть сколько-нибудь слышащий собственную совесть, понимал, что подобное ненормально и, конечно, расставаться с этим явлением было благом, а не трудностью. Ведь христиане тоже обладают Величайшей Жертвой, принесенной Самим Спасителем, и вместо крови людей в наших храмах – вино и хлеб, которые претворяются в Тело и Кровь Христовы.
Конечно, были немногочисленные служители культа, которые сопротивлялись. Это и понятно: они теряли свой доход, а некоторые из них, возможно, и искренно верили.
Крещение ассоциировалось у киевлян и с памятью о мудрой Ольге — бабушке князя Владимира. Ведь она намного раньше приняла святое Таинство.
Важным свидетельством о правлении великого князя можно считать былины. Былины – это неофициальные летописи. Официальные документы все-таки подвержены цензуре, а вот былины — это реально народная память. И в этой памяти святой князь Владимир предстает как «Красное солнышко». Так нарек народ своего крестителя за его доброту, щедрость и внутреннюю, глубинную красоту преображенной крещением человеческой души. Если бы крещение было жестоким, насильственным, то очень маловероятно, что в народных былинах мы встретили бы столь светлый образ того, кто крестил славян.
Стоит обратить внимание и на то, каким был князь до Крещения и каким стал после. До принятия христианской веры он был настоящим язычником, любил пиры и разгульное веселье, не был для него чужд и блуд. После Крещения святой князь Владимир совершенно изменился. Он приказал выпустить из тюрем всех заключенных, отменил смертную казнь. Князь всем сердцем принял истину того, что если любить и прощать, то именно это станет высшим благом для него, его народа и всех людей.
Правда, после обращений епископов и священников с просьбами отменить принятое решение, так как вокруг Киева появились многочисленные шайки вырвавшихся на свободу разбойников, князь пересмотрел эти меры, поняв свою ошибку. Но главное в этом, все-таки, свидетельство искренности и благородства его души, которую воистину преобразило принятие православной веры.

Значение Крещения для Киева

Выбор князя Владимира и его решительный поступок положили основание каноническому существованию Русской Православной Церкви. Присутствие христианской проповеди, Христова Слова среди славян было и раннее, но оно не было столь масштабным.
С принятием Крещения, в связи с воцерковлением народа, стала активно развиваться письменность, открывались церковно-приходские школы. Уже при Ярославе Мудром действовали школы, в том числе и для девочек. Как мы уже упоминали, дочь князя Ярослава Анна, будучи французской королевой, подписывала важные государственные документы, потому что король Франции того времени был неграмотным. На Руси велось строительство церквей и монастырей, она стала одной из могущественнейших стран того времени.
Вызывает восхищение рассудительность святого князя. О его разумности свидетельствует уже одно то, как он выбирал веру для своего народа, приглашая представителей разных религий, спрашивая об их учениях. Князь желал знать, где истина, где раскрывается смысл жизни. И в этом его мудрость. Святой князь Владимир провел глубокое исследование, осуществил огромный труд, прежде чем избрать православную веру.
Рассмотрим, например, такой интересный факт, как прение с мусульманами. На вопрос их представителя о том, почему он не желает принять мусульманскую веру для своего народа, князь Владимир ответил несколько юродиво: «А на Руси есть веселье и пить, и не можем без того жить!» Диакон Андрей Кураев говорит, что «это было очень умное и дипломатическое юродство. Он смог не обидеть мощную мусульманскую сторону, которые тут рядышком, соседи».
Представьте, если бы князя Владимира привлекли мусульманские проповедники, если бы его выбор был другим! Что бы тогда стало с Европой? Всего через несколько столетий турки дошли до Вены. Балканские страны потеряли независимость, многие государства платили дань турецкой казне. Нынешняя Европа выглядела бы совсем иначе. Своим выбором князь Владимир в итоге практически спас и европейские государства.

Главное в христианстве — любовь

Главные заповеди христианства — любовь к Богу и к ближним. Основа нашей веры — любовь. Любое отступление от этого означает ложь и заблуждение. А заблуждаться — значит принести людям горе и беды.
Главная возможность сохранить мир и вызвать уважение у христиан — иметь искреннюю любовь ко всем. Размышляя о крещении Руси, я бы хотел, чтобы мы смотрели не только назад, на нашу историю, но и прежде всего — вверх; возводили не только взгляд, но более всего – наши сердца – к Небу. К тому Небу, ради которого князь Владимир сделал свой выбор. Тоска по Небесному Отечеству коснулась души равноапостольного князя и изменила всю его жизнь, жизнь его народа и множества поколений людей, определила ход мировой истории.
Мне бы хотелось, чтобы сегодня тоска по человечности, тоска по чистоте, тоска о том, чтобы стать на хотя бы на малую ступеньку выше самого себя сегодняшнего, — чтобы такая тоска посещала как можно больше людей и стала бы важным стимулом, помогала бы нам возвыситься, стать лучше и тем спасти себя и тех, кто нам безгранично дорог.

 
По теме
Основателя подземного монастыря старца Зосиму из Оренбуржья признают святым Юлия ДУБЕНКО Деталями процесса с митрополитом Петром поделился председатель епархиального отдела по канонизации святых иерей Петр Панов В
Он проходит с 18 марта по 4 мая. Пост – это то время, которое дается человеку для того, чтобы мы смогли изменить себя к лучшему, еще к большему совершенству, как и говорит святой евангелист Матфей: «Будьте совершенны,
Это у нас семейное - Бузулукская Епархия Семья священника Бузулукской епархии иерея Алексия Анисимова из Бугуруслана вышла в полуфинал конкурса «Это у нас семейное», который проводится по инициативе президента России В. В. Путина.
Бузулукская Епархия
Основателя подземного монастыря старца Зосиму из Оренбуржья признают святым Юлия ДУБЕНКО Деталями процесса с митрополитом Петром поделился председатель епархиального отдела по канонизации святых иерей Петр Панов В
Комсомольская Правда
СВЯЩЕННИК ОРСКОЙ ЕПАРХИИ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В VIII ОБЛАСТНОМ ЛЕОНТЬЕВСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ФОРУМЕ - Орская Епархия Руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Орской епархии протоиерей Вячеслав Кочкин возглавил работу круглого стола «Роль отечественной медицины в сохранении традиционных ценностей»,
Орская Епархия
Соль-Илецким районным судом вынесен обвинительный приговор в отношении жителя г. Соль-Илецка, которым он признан виновным в совершении покушения на хищение чужого имущества путем обмана,
Соль-Илецкий районный суд
Дзержинский районный суд г. Оренбурга огласил приговор оренбуржцу, обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.228 УК РФ.
Дзержинский районный суд
В эти дни… 4 года назад - Законодательное Собрание В связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Торгово-промышленной палате области с участием депутатов обсуждалось, как помочь бизнесу.
Законодательное Собрание
Александровским районным судом Оренбургской области рассмотрено уголовное дело в отношении мужчины, который не уплачивал денежные средства на содержание своего несовершеннолетнего ребенка.
Александровский районный суд
Оренбургские работники культуры принимают поздравления - Orenburg.Media Сегодня, 28 марта, на праздничном мероприятии в ДК «Россия» собрались представители одной из самых непростых и в то же время самых интересных сфер общественной жизни города: библиотекари, специалисты музейного дела,
Orenburg.Media