МАМА
— Руководить таким сложным заведением как наше может лишь человек, обладающий не только глубокими знаниями, он еще должен быть и умелым организатором, — сказала бухгалтер Надежда Дмитриевна Алпатова во время беседы. Похожую оценку деловых качеств своего руководителя дают и другие работники учебного заведения — учителя, мастера, технический и хозяйственный персонал. Впрочем, масса дипломов, грамот и других наград, коими удостоены учебное заведение и его директор, как всем известно, за красивые глаза не дают.
…Путь в профессию у Нины Николаевны начался с поступления на литфак Орского пединститута. О том, что ей предначертано судьбой стать учительницей, она знала с детства: любимая игра с подругами была «в школу». А в старших классах проигрывала в мыслях ситуации, какой требовательной будет учительницей. Разве мог человек с такой мечтой провалить вступительные экзамены в вуз?
Кто был студентом, тот знает, чего стоят знания, сколько необходимо потратить моральных и физических сил, чтобы сдавать экзамены «на стипуху». Нина Николаевна на курсе была в числе лучших. Не случайно по окончании института в 1974 году ей нашлось место преподавателя русского языка и литературы в средней школе № 50. При всем при том молодой учительнице быстро пришлось расстаться с теми иллюзиями, которые согревали ранее душу. Оказалось, мало знать в совершенстве учебные дисциплины, которые ты преподаешь, быть требовательным к себе и своим подопечным, необходимо еще в совершенстве владеть искусством обучения ребят. Одним зачитыванием учебников до дыр учительским мастерством вряд ли овладеешь в совершенстве. Очень важно, когда рядом с тобой окажутся люди, которые обладают большим опытом практической работы. Нина Николаевна не скупится на слова благодарности в адрес директора школы Ирины Александровны Ивлевой, с которой познала многие секреты избранной профессии.
Пять лет учительствовала Кудрина в этой школе. А потом произошла в жизни перемена. Учительский диплом всегда был в цене. Многие выпускники пединститутов оказывались на комсомольской, профсоюзной работе, трудились библиотекарями, бухгалтерами, журналистами, страховыми агентами… На Нину Николаевну обратили внимание в бюро по трудоустройству. Молодого педагога обуревали сомнения, поскольку в школу была влюблена, не мыслила без нее жизни, да и коллеги в один голос не советовали покидать коллектив, Нина Николаевна все же решила рискнуть. Главный
побудительный момент: подрастали дети, семья нуждалась в больших доходах, учителей же наше государство, всем хорошо известно, никогда не баловало высокой зарплатой.
Но проходили месяцы, а перед глазами были школа, ученики… Поэтому, когда представилась возможность вернуться к преподавательской деятельности, да еще возглавить учебное заведение, Нина Николаевна с радостью приняла предложение, решив для себя, что больше ни за какие коврижки не сменит профессию.
— Так что экзамен «на измену» своей профессии я с треском провалила, — шутит героиня нашего рассказа.
…Есть в учебном центре архив, в котором бережно хранятся тетради с отзывами выпускников о своей альма-матер. Немало добрых слов адресовано в адрес директора центра. Нина Николаевна говорит, что эти строки для нее всего дороже.
ДОЧЬ
Когда подруги дочери Нины Николаевны спросили, в какой вуз она намерена поступать после окончания школы, Ирина, ни на секунду не задумываясь, ответила: «Только в пединститут! Как мама…»
— Другого решения у дочери и не могло быть, — говорит Нина Николаевна, — хотя у нее проявился хороший талант танцовщицы. В школьные годы в ансамбле танца «Ровесник», которым руководил Геннадий Сериков исполняла ведущие партии. Геннадий Степанович уговаривал ученицу связать свою судьбу с танцевальным искусством, но Ирина не поддалась на уговоры, что вполне понятно: уже в восьмом классе помогала мне проверять тетради пятиклассников, знала всех моих сильных и слабых учеников…
…Вуз Ирина Юрьевна Шлома закончила с красным дипломом. На ее успеваемости не сказалось отрицательно даже замужество в студенческие годы. Понятно, что по окончании института она без особого труда устроилась на работу учительницей в школу № 25 г. Орска. Коротко говоря, все у молодого педагога складывалось один к одному как у матери. Когда она, мама и свекровь Лидия Ивановна, тоже учитель по профессии, оказывались вместе, разговор их напоминал педсовет, на котором главная тема — ученики, обсуждение новейших методик обучения...
Наверняка Ирине Юрьевне была уготована судьба стать одним из лучших педагогов города. Не случайно же ее класс стал победителем во всероссийском интернет-конкурсе «Елочка, живи!» Пройдет совсем немного времени и она учительским мастерством блеснет в столице нашего государства. А теперь о том, как это случилось.
…Наскучило мужу Ирины Леониду Владимировичу работать в Орской таможне. Захотелось покорить Москву, как это сейчас делают многие молодые люди. Взял расчет, несмотря на уговоры родственников не делать этого, и укатил. Жена тоже засомневалась в том, что муж поступает правильно: дескать, в Москве много возможностей, но и проблем, особенно бытовых, не меньше. «Где будем жить?» — спрашивала мужа. «Там, где другие — снимем квартиру, — ответил он, — контраргументы не принимаются. Раз решил, значит, поеду и точка…». Сошлись на том, что Леонид уедет один, устроится на хорошо оплачиваемую работу, найдет жилье по карману и только тогда заберет жену и любимое чадо.
Больше года глава семьи шел к поставленной цели. Известное дело, Москва слезам не верит, тем более мужским.
Конечно, волновалась за любимого. Но побеждает не тот, кто сильный, а тот, кто идет до последнего. Пришел желанный час, когда семья могла собраться вместе. Но до переезда необходимо было теперь пройти испытание по трудоустройству уже Ирине. Подготовила резюме, отправила в несколько школ и стала ждать. Приглашение получила от трех директоров школ. Свой выбор сделала на школе № 1297. Однако на этом, выражаясь современным языком, кастинг не закончился. Руководители учебного заведения попросили нашу землячку приехать в школу и дать несколько открытых уроков. Можно только догадываться, с каким волнением педагог пришел в школу, готовился к занятиям и в течение нескольких дней проводил уроки в незнакомом классе.
— Для меня это испытание было страшнее государственных экзаменов в институте, — сказала впоследствии она матери.
Еще больше затрепетало сердце учителя в ожидании решения преподавательского, так сказать, жюри. Ирина Юрьевна даже не могла предполагать, что ее уроки столичные мэтры образования оценят на отлично. Знали бы они, до какого часа ночи засиживалась она за подготовкой поурочных планов! Каждый урок от первой до последней минуты мысленно проигрывала в голове не один раз. Педагог из провинции пришелся в школе ко двору.
Ирина Юрьевна написала заявление и приняла класс.
Успех окрылил педагога. На старание учительницы обратили внимание не только директор школы Александр Ираклиевич Назаров и завуч Наталья Михайловна Муреева, но и родители учеников, хвалили за то, что у нее на уроках хорошая дисциплина, что умеет доступным языком объяснять сложный материал. Что скрывать, кроме хороших педагогов в наших школах ведь есть и такие, чьи недоработки с учениками приходится исправлять репетиторам.
Успеваемость подопечных Ирины Юрьевны ни у кого не вызывает сомнений. Свидетельством являются и вот эти сюрпризы. В 2009 году в Москве среди педагогов был объявил конкурс на лучший сценарий урока. Завуч Наталья Муреева предложила Ирине Юрьевне представить и свою работу.
— Наталья Михайловна, я же подведу и Вас, и школу. Есть же учителя с большим опытом, чем у меня, — последовало робкое возражение.
— Никаких «но», наш коллектив, руководство уверены, что ты справишься. И потом, никто тебя на эшафот не потащит, если не выйдешь в лидеры. Главное не лавры, а наше участие в творческом состязании.
Опустим строки о том, с каким старанием готовила на конкурс свой труд учительница. Скажем только, что когда коллектив школы узнал о победе Ирины Юрьевны в столь престижном конкурсе, новость эта стала предметом обсуждения не одного дня. Лидера сердечно поздравили коллеги, ученики, а родители при этом сказали, что их чад обучает действительно учитель по призванию.
Когда же в следующем году в Москве был дан старт еще одному творческому состязанию среди педагогов на тему «Приоритеты национального проекта «Образование», в школе мало кто сомневался, что в нем не захочет участвовать Ирина Юрьевна. Были у некоторых сомнения, что она вновь станет лидером: все-таки конкурс более чем престижный — на грант президента! Читатель уже догадался: конечно же наша землячка и тут всем дала фору, стала обладателем почетного гранта и денежной премии в сумме 200000 рублей. Словом, знай наших!
Под занавес беседы Нина Николаевна сказала: «В нашем календаре есть замечательный праздник — Международный день учителя. Я от всего сердца поздравляю своих коллег, желаю им дальнейших успехов на педагогическом поприще, чтобы ни у кого из них не иссякла любовь к профессии, которую мы выбрали.
Коллектив редакции «Орской газеты» присоединяет свой голос к этим добрым поздравлениям.
Николай Зеленюк
Источник: Орская газета
07.10.2010 13:11